BEATITUDO (beatitude,
blessedness, happiness)
— блаженство, счастье.
Блаженство определено Боэцием как состояние совершенства, достигнутое
соединением различных благ (Боэций. Утешение философией. С. 243);
его принцип есть постоянство утверждения в благе; это наиболее совершенное
действо, свойственное тем, кто владеет разумом и интеллектом; блаженство
есть нечто сотворенное в благословленных творениях, как и нечто несотворенное
в Боге; то же касается и Высшего блага, являющегося конечной целью,
достижением и наслаждением этим благом. По Роджеру Бэкону, блаженство
представляет собой четвертую из семи ступеней внутреннего опыта. По
Августину, “блаженство, к которому, как к своей истинной цели, стремится
разумная природа”, предполагает два условия: разумная природа “должна
беспечально наслаждаться неизменяемым благом, которое есть Бог, и в
то же время не должна ни подвергаться какому-либо сомнению, ни обманываться
каким-либо заблуждением относительно того, что будет вечно пребывать
в Нем” (Августин. О Граде Божием. Т. 2. С. 195). Блаженство как
тождество блага. Блаженными полагались ангелы, первые люди до грехопадения.
Августин называет “блаженными тех, о которых знаем, что они в надежде
на будущее бессмертие проводят земную жизнь праведно и благочестиво,
без преступления, отягощающего совесть, и легко преклоняют милосердие
Божие к грехам своей немощи” (Августин. О Граде Божием. Т. 2.
С. 194). См.: BONUM.
|