— охват, состав,
составное, комплекс; Гильберт Порретанский считал комплексом некое конкретное
целое (cм.: CONCRETIO), которое сотворено и сращено в некоем
бытии. Альберт Великий описывает отличие между составными вещами и несоставными:
“Древние перипатетики, определяя, что такое несоставное, говорили, что
речь, выражающая волю, является несоставной, если ее части не предполагают
стремления к целому, например, когда произносят слово “человек” (homo),
то одна часть слова “ho” и другая часть слова “mo” не имеют стремления
к целому “homo”. Но даже если название простой вещи и является составным,
например, Adeodatus (Богоданный), тем не менее это слово относится к
простой вещи, и слово не является составным. Часть A deo (Богом) и часть
datus (данный) не имеют стремления к единству, выраженному словом Adeodatus.
Речь является комплексной, если ее части имеют стремление к единству,
кода мы говорим, например, “человек идет”, то слово “человек” и слово
“идет” имеют стремление к единству в выражении “человек идет”. “Правда”
и “ложь” не относятся к несоставным вещам, но только к составным” (Albertus
Magnus. De praedicab. tract. 1, c. 5).