— термин философского
дискурса, который выражает или акт схватывания, понимания и постижения
смыслов в ходе речевого обсуждения и конфликта интерпретаций, или их
результат, представленный в многообразии концептов(см.: CONCEPTUS),
не отлагающихся в однозначных и общезначимых формах понятий. Концепция
связана с разработкой и развертыванием личного знания, которое в отличие
от теории не получает завершенной дедуктивно-системной формы организации
и элементами которого являются не идеальные объекты, аксиомы и понятия,
а концепты — устойчивые смысловые сгущения, возникающие и функционирующие
в процессе диалога и речевой коммуникации. Концепции, приобретая пропозициональную
форму теории, утрачивают свою сопряженность с коррелятивностью вопросов
и ответов, образующих определенный комплекс. Концепции коррелируют не
с объектами, а с вопросами и с ответами, выраженными в речи, и смысловыми
“общими топосами”, признаваемыми участниками диалога. Референциальное
отношение к предметам в них опосредовано взаимоориентированными речами
говорящего — слушающего. Каждый элемент концепции коррелирует не с объектом,
а с целостностью личного опыта. В средневековой философии оппозиция
“доктрина — дисциплина” (см.: DISCIPLINA, DOCTRINA), где одна
сторона характеризует знание для обучающего, а другая — для обучаемого,
была восполнена Петром Абеляром схоластическим методом “да и нет” (см.:
SIC et NON), что не только углубило антиномии религиозности,
но и вынудило комментирующий разум обратиться к герменевтике как к искусству
истолкования и к осмыслению особенностей знания, функционирующего в
речевом обсуждении и конфликте интерпретаций.