— производно, отыменно,
паронимично. Паронимы — это слова, производные от другого имени и отличающиеся
от него падежным окончанием, как, например, “мудрый” от “мудрости”.
Ансельм Кентерберийский обнаружил разницу между именами и паронимами
в том, что имена непосредственно обозначают субстанцию, а паронимы —
ее качество и имя, но имя означается косвенно, окказионально. Слово
homo прямо указывает на человека, а grammaticus — косвенно. При исследовании
функций собственных и косвенных значений Ансельм обнаружил отличие определения
имени от того, которое дал Аристотель. По Аристотелю, имя — это устойчивое
звукосочетание с условленным значением безотносительно ко времени. У
Боэция отыменно сказываются качества. По Ансельму, это определение правильно
при условии прямого значения имени, но не косвенного, ибо при приложении
определения Аристотеля к слову “сегодняшний” это слово оказалось бы
глаголом, ибо несет на себе обозначение времени, а не именем. Отсюда
делается вывод, что в отличие от вещи слово может относиться сразу к
нескольким категориям, потому что оно может иметь разные значения. Петр
Абеляр называл паронимами слова, которые были образованы на основании
значения прилагательного, например, разумное, белое. “Ведь "разумное"
ничего не говорит о разумном животном, а "белое" о белом теле, но "разумное"
полагает состояние разумности, а белое — состояние белизны. Есть три
рода образованных слов. Одни из них полностью формально совпадают с
материей звука, как, например, совпадает женское имя "Грамматика" с
именем знания — "грамматикой". Другие по форме совершенно отличаются
друг от друга, как, например, "любознательный" от "дарования", третьи,
сходясь по началу слова, расходятся по назначению, как, например, "могучий"
отличается от "могущества" — сходясь по первым слогам, они различаются
последними” (Petrus Abaelardus. Glossae super Praedicamenta Aristotelis
// Peter Abaelards. Philosophische Schriften. Hrsg. Von B. Geyer.
Műnster. 1919. S. 123). Главным отличительным признаком паронимов
у Гильберта Порретанского, который считал их частным случаем эквивокации
(см.: AEQUIVOCATIO), были не разные падежные окончания со
словом, от которого они образованы (по набору букв они могут быть тождественными),
а именно их производность. В высказываниях типа “Бог есть” и “человек
есть” экзистенциальный смысл “есть” в полной мере применим только к
Богу; “есть” применительно к человеку или камню производно от Божественного
“есть”: оно переводит теологическое знание в естественное.