DIALECTICA (dialectic)

— диалектика, искусство суждения, одно из искусств тривия, способ рассуждения (см.: RATIO), распознавание способов доказательства. По Августину, диалектика, которую он называет “наукой наук”, “учит учить, она учит учиться: в ней разум обнаруживает себя и показывает, что он такое, чего хочет, что может. Она знает знать; она одна не только хочет, но и может делать знающими” (Августин. О порядке // Творения блаженного Августина. Киев, 1914. Ч. 2. С. 210). В книге “О христианской науке” он называет ее “наукой диспута и числа”, которая царствует в Священном Писании. Боэций со ссылкой на “Топику” Цицерона, полагает, что диалектика “учит двум вещам: открытию и суждению”. “Этой столь замечательной науке нужно посвятить все силы ума, чтобы укрепиться в умении правильно рассуждать: только после этого сможем мы перейти к достоверному познанию самих вещей” (Боэций. Комментарий к Порфирию. С. 8). По Абеляру, диалектическая философия “держит меч навостренным, подобно тому, которым пользуется владыка-тиран для погибели; для защиты же, судя по намерению того, кто этим мечом пользуется, он также может быть как полезным, так и вредным. Мы действительно знаем, что перипатетики, которых мы ныне называем диалектиками, опровергали правильными рассуждениями некоторые тяжкие ереси стоиков и эпикурейцев, ту, например, что касается свободной воли” (Петр Абеляр. Теология “Высшего блага” // Абеляр Петр. Тео-логические трактаты. С. 162). Искусство диалектики он определял как “понимание истины вещей, видом которой является мудрость, что тождественно вере” (Petrus Abaelardus. Dialectica. Assen. 1956. Р. 469). Фома Аквинский писал: “В процессе мышления, в котором никогда не бывает полной уверенности, некоторые оценки делаются с большей или меньшей степенью вероятности. Порой в ходе этого процесса утверждается не знание, а вера, то есть предположение; происходит это из-за вероятностной природы суждений, от которых отправляется знание, поскольку рассудок мечется… от одной части противоречия к другой; топика, или диалектика, следует этому, так как диалектический силлогизм исходит из вероятностных предпосылок” (Thomas Aquinas. In lib. 1 An. Post. lect. 1).