— диалектика, искусство
суждения, одно из искусств тривия, способ рассуждения (см.: RATIO),
распознавание способов доказательства. По Августину, диалектика, которую
он называет “наукой наук”, “учит учить, она учит учиться: в ней разум
обнаруживает себя и показывает, что он такое, чего хочет, что может.
Она знает знать; она одна не только хочет, но и может делать знающими”
(Августин. О порядке // Творения блаженного Августина. Киев,
1914. Ч. 2. С. 210). В книге “О христианской науке” он называет ее “наукой
диспута и числа”, которая царствует в Священном Писании. Боэций со ссылкой
на “Топику” Цицерона, полагает, что диалектика “учит двум вещам: открытию
и суждению”. “Этой столь замечательной науке нужно посвятить все силы
ума, чтобы укрепиться в умении правильно рассуждать: только после этого
сможем мы перейти к достоверному познанию самих вещей” (Боэций.
Комментарий к Порфирию. С. 8). По Абеляру, диалектическая философия
“держит меч навостренным, подобно тому, которым пользуется владыка-тиран
для погибели; для защиты же, судя по намерению того, кто этим мечом
пользуется, он также может быть как полезным, так и вредным. Мы действительно
знаем, что перипатетики, которых мы ныне называем диалектиками, опровергали
правильными рассуждениями некоторые тяжкие ереси стоиков и эпикурейцев,
ту, например, что касается свободной воли” (Петр Абеляр. Теология
“Высшего блага” // Абеляр Петр. Тео-логические трактаты. С. 162).
Искусство диалектики он определял как “понимание истины вещей, видом
которой является мудрость, что тождественно вере” (Petrus Abaelardus.
Dialectica. Assen. 1956. Р. 469). Фома Аквинский писал: “В процессе
мышления, в котором никогда не бывает полной уверенности, некоторые
оценки делаются с большей или меньшей степенью вероятности. Порой в
ходе этого процесса утверждается не знание, а вера, то есть предположение;
происходит это из-за вероятностной природы суждений, от которых отправляется
знание, поскольку рассудок мечется… от одной части противоречия к другой;
топика, или диалектика, следует этому, так как диалектический силлогизм
исходит из вероятностных предпосылок” (Thomas Aquinas. In lib.
1 An. Post. lect. 1).