— то, что есть в
интеллекте, творение интеллекта, мыслимое сущее (Дунс Скот); что не
имеет никакого бытия вне мышления; оно ничего не утверждает в действительно
существующих вещах и не является ими; что не только сотворено интеллектом,
но им же и постигается. Фома говорит, что истинное настолько обосновывается
тем, что не есть (non-ens), “"насколько то, что не есть, является конкретным
предметом ума, т. е. постигается им"” (Thomas Aquinas. Sum. Theol.
q. 16, a. 3, ad. 2). То же относительно блага. В другом месте он утверждает,
что “(?)предметы разума соотносятся с теми интенциями, которые заложены
им в рассматриваемых вещах, как, например, род, вид и т. д., ничего
подобного нельзя обнаружить в природе вещей, но они следуют постановлениям
разума. К такого же рода " “разумным" вещам относится и предмет логики.
Такого же рода интеллектуальные интенции являются эквивалентами (aequiparantum)
природных вещей, и потому все природные вещи подпадают под действие
разума. И, следовательно, предмет логики охватывает все вещи… В связи
с этим можно сделать заключение, что предмет логики является эквивалентом
предмета философии…"” (Thomas Aquinas. In lib.1Y IV Met. lect.
4, 574). Рациональные вещи могут иметь основание в самих вещах (как,
например, человек, полагаемый не сам по себе, но как конкретный человек)
или не иметь оснований (как, например, фантазии).