ENS RATIONIS (that which is in reason, a thing of reason)

— то, что есть в интеллекте, творение интеллекта, мыслимое сущее (Дунс Скот); что не имеет никакого бытия вне мышления; оно ничего не утверждает в действительно существующих вещах и не является ими; что не только сотворено интеллектом, но им же и постигается. Фома говорит, что истинное настолько обосновывается тем, что не есть (non-ens), “"насколько то, что не есть, является конкретным предметом ума, т. е. постигается им"” (Thomas Aquinas. Sum. Theol. q. 16, a. 3, ad. 2). То же относительно блага. В другом месте он утверждает, что “(?)предметы разума соотносятся с теми интенциями, которые заложены им в рассматриваемых вещах, как, например, род, вид и т. д., ничего подобного нельзя обнаружить в природе вещей, но они следуют постановлениям разума. К такого же рода " “разумным" вещам относится и предмет логики. Такого же рода интеллектуальные интенции являются эквивалентами (aequiparantum) природных вещей, и потому все природные вещи подпадают под действие разума. И, следовательно, предмет логики охватывает все вещи… В связи с этим можно сделать заключение, что предмет логики является эквивалентом предмета философии…"” (Thomas Aquinas. In lib.1Y IV Met. lect. 4, 574). Рациональные вещи могут иметь основание в самих вещах (как, например, человек, полагаемый не сам по себе, но как конкретный человек) или не иметь оснований (как, например, фантазии).