— эффект, действие,
воздействие, результат; то, что следует из действующей причины; нечто
может быть результатом чего-то другого или по существу, или случайно:
нечто является существенным результатом, если это нечто создано как
логическое завершение чего-то, так, дом является существенным результатом
работы строителя; нечто является случайным результатом, когда оно связано
с тем, что является существенным результатом, так, говорят, что архитектура
дома также является результатом работы строителя. В свою очередь случайные
результаты также бывают двух видов: те, что ограничивают действия причины,
хотя они относятся к намерениям действующего лица, так, находка ящика
сокровищ, хотя и является в этом случае результатом случайной причины,
но может быть и результатом существенной причины; другой случайный результат
есть тот, по которому ни одно действие (то, что действует) не ограничено,
но так как он ведет к результату, он может быть назван случайным результатом,
так, белый цвет дома может быть случайным результатом работы строителя.
Результаты соответствуют своим причинам; каждый результат соотносим
с принципом или причиной, от которой он исходит. По Петру Абеляру, с
идеей эффекта любви связано доказательство происхождения Бога Святого
Духа от Бога Отца и Бога Сына. “Сказать, что Дух производится Отцом
и Сыном — это сказать, что любовь к Благу у Бога становится действенной
благодаря Могуществу и под водительством Разума. Ведь если не хватает
Могущества, способного действовать, никакого эффекта не воспоследует
за аффектом. Если предвидение Мудрости не чревато результатом и к нему
не приводит, этот результат неразумен” (Абеляр Петр. Теология
“Высшего блага” // Абеляр Петр. Тео-логические трактаты. С. 240–241).
“Итак, именно Дух имеет отношение к результатам, которые происходят
от благости Творца, потому что Дух Сам и есть благо... Это происхождение,
по которому замысел Ума становится исполненным благодаря деянию” (там
же. С. 242). “Св. Дух называется множественным по эффекту, а не
по количеству сущности, и Он — каждый из семи духов; говорят, например,
что Дух мудрости и разума есть некоторым образом часть семиобразного
Духа по своим воздействиям, потому что вся эта множественность относится
именно к воздействиям” (там же. С. 222). Ср.: AFFECTUS,
CAUSA, EMINENTER, FORMALITER (для унивокальной
и эквивокальной причин).