— опыт, эксперимент;
компонент познания, обеспечивающий связь познающего с познаваемой вещью;
опыт формируется из множества воспоминаний, подобно тому как память
слагается из многочисленных ощущений (в глоссе к “"Схоластической истории"”
Петра Коместора сказано, что “"Августин, кажется, полагал, что души
рыб называются душами потому, что обладают памятью"”; автор глоссы ссылается
на следующий опыт: в некоем месте был “"источник, полный рыбы, которая
стайкой подплывала к человеку... и стояла в терпеливом ожидании, пока
он ее не покормит, как она к тому привыкла"” (Петр Коместор. Схоластическая
история. С. 294); познание единичных вещей, на основании которых действующий
интеллект создает универсальные абстракции; у Роджера Бэкона опыт, напрямую
связанный с теорией божественной иллюминации, — единственный способ
достижения истины: “Имеются два способа познания, а именно с помощью
доказательства и из опыта. Доказательство приводит нас к заключению,
но оно не подтверждает и не устраняет сомнение так, чтобы дух успокоился
в созерцании истины, если к истине не приведет нас путь опыта. Ведь
многие располагают доказательствами относительно предмета познания,
но так как не обладают опытом и пренебрегают им, то не избегают зла
и не приобретают блага… Ибо часто озаряют благодать веры и божественное
вдохновение не только в духовных вещах, но и в телесных и философских
науках, как говорит Птолемей в Centiloquium. Двояк путь познания
вещей: один — через философский опыт, другой, который, по его словам,
гораздо лучше — через божественное вдохновение” (Opus Maius, VI; цит.
по изд.: Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 2. М., 1969,. Т. 1. Ч.
2. С. 872, 874).