— форма; акцидентальная
и субстанциальная форма; форма - — то, благодаря чему образуется вид
вещи. Боэций пишет: “"Все вещи… состоят из материи и формы. Или наделены
субстанцией, подобной материей в форме… Ибо если бы не было подлежащего
тела, которое воспринимает форму, то не могло бы быть вообще ничего…
Так, статуя Ахилла создана из меди и из облика самого Ахилла"” (Боэций.
Комментарий к Порфирию. С. 94 - –95). Разделив умозрительное знание
на естественное, математическое и теологическое, Боэций определяет естественное
знание как неотвлеченное, исследующее формы тел вместе с материей, математическое
как неотвлеченное, исследующее формы тел без материи, и теологическое
как отвлеченное и отделимое, которая представляет истинную форму, “"ту
форму, которая есть само бытие и из которой происходит бытие"”. Чистая
форма - — это Бог. “"Божественная субстанция есть форма без материи
и потому она едина и есть то, что она есть"” (Боэций. Каким образом
Троица есть единый Бог // Боэций. “"Утешение философией"” и другие
трактаты. С. 147 - –148). Форма - — один из трех принципов, помимо материи
и лишенности, естественного изменения; она - — актуальность, которая
детерминирует материю, а материя является ее потенциальностью. Фома
выделяет три вида формы: “"Поскольку существует форма, являющаяся своим
собственным бытием, не получаемая из чего-то предшествующего, как и
не связанная с чем-то последующим, то такой формой является Бог. И,
следовательно, Он один является абсолютно неопределенным. Существуют
и другие формы, которые не принимаются материей, тем не менее они не
имеют своего собственного бытия, поскольку в них отсутствует соединение
сущности и существования; и следовательно, с одной стороны, они являются
конечными, а с другой стороны -— бесконечными, поскольку они ограниченны
в своем существовании свыше, а не снизу и поскольку не принимаются чем-то
низшим… Существуют и другие формы, которые являются определенными со
всех сторон, и имеют бытие, отличное от бытия тварей; однако, они принимаются
материей, тем не менее, между ними существует большое различие, поскольку
чем меньше они поглощены материей, тем меньше ограничены, и следовательно,
человеческий разум является в определенным смысле всем"” (Thomas
Aquinas. De nat. mat. c. 3). Ср.: MATERIA, PRIVATIO.