FORMA  (form) 

— форма; акцидентальная и субстанциальная форма; форма - — то, благодаря чему образуется вид вещи. Боэций пишет: “"Все вещи… состоят из материи и формы. Или наделены субстанцией, подобной материей в форме… Ибо если бы не было подлежащего тела, которое воспринимает форму, то не могло бы быть вообще ничего… Так, статуя Ахилла создана из меди и из облика самого Ахилла"” (Боэций. Комментарий к Порфирию. С. 94 - –95). Разделив умозрительное знание на естественное, математическое и теологическое, Боэций определяет естественное знание как неотвлеченное, исследующее формы тел вместе с материей, математическое как неотвлеченное, исследующее формы тел без материи, и теологическое как отвлеченное и отделимое, которая представляет истинную форму, “"ту форму, которая есть само бытие и из которой происходит бытие"”. Чистая форма - — это Бог. “"Божественная субстанция есть форма без материи и потому она едина и есть то, что она есть"” (Боэций. Каким образом Троица есть единый Бог // Боэций. “"Утешение философией"” и другие трактаты. С. 147 - –148). Форма - — один из трех принципов, помимо материи и лишенности, естественного изменения; она - — актуальность, которая детерминирует материю, а материя является ее потенциальностью. Фома выделяет три вида формы: “"Поскольку существует форма, являющаяся своим собственным бытием, не получаемая из чего-то предшествующего, как и не связанная с чем-то последующим, то такой формой является Бог. И, следовательно, Он один является абсолютно неопределенным. Существуют и другие формы, которые не принимаются материей, тем не менее они не имеют своего собственного бытия, поскольку в них отсутствует соединение сущности и существования; и следовательно, с одной стороны, они являются конечными, а с другой стороны -— бесконечными, поскольку они ограниченны в своем существовании свыше, а не снизу и поскольку не принимаются чем-то низшим… Существуют и другие формы, которые являются определенными со всех сторон, и имеют бытие, отличное от бытия тварей; однако, они принимаются материей, тем не менее, между ними существует большое различие, поскольку чем меньше они поглощены материей, тем меньше ограничены, и следовательно, человеческий разум является в определенным смысле всем"” (Thomas Aquinas. De nat. mat. c. 3). Ср.: MATERIA, PRIVATIO.