— вымышленный, ложный,
пустой, беспредметный. Боэций выражал некое мнение, что, “"если понятие
о роде и прочих возникает, хотя и на основании вещи, но не так, какова
субъектная вещь в действительности"”, то “"такое понятие по необходимости
будет пустым и бесплодным… А то, что мыслится не так, как есть - — ложно"”
(Боэций. Комментарий к Порфирию. С. 26). Рассматривая природу
понятий и задаваясь вопросом, можно ли считать понятие подобием вещи,
Петр Абеляр пишет: “"Кто-то, однако, путает эту воображаемую реальность
с понятием, представляя его подобным образу башни, которую я представляю
в отсутствие башни и созерцаю как высокую, квадратную и отгороженную
от поля - — то, что они и называют понятием башни. Кажется, Аристотель
согласен с ними, когда… называет подобия вещей страстями души, как они
называют понятия… Но то, о чем мы говорим, и говорим правильно, от этого
отличается. Ведь я спрашиваю, является ли эта квадратура и эта высота
истинной формой понятия, которая сама стала бы похожа на башню качеством
и устройством? Ну, конечно, истинной квадратуры и истинной высоты нет
нигде, кроме как в телах, и ни понятие, ни какая-либо иная сущность
при этом не могут образоваться иначе, как в фиктивном качестве. Поскольку
качество фиктивно, то остается, следовательно, полагать, что субстанция,
которой принадлежит и квадратура, и высота, также была бы фиктивной"
(Петр Абеляр. Логика “"для начинающих"” // Петр Абеляр.
Тео-логические трактаты. С. 81). См.: FALSITAS, FALSUS.