FIDES (credens, credo, creed, faith)

акт признания чего-либо истинным, превышающий силу эмпирических и логических доказательств; акт признания непознаваемого; творческий акт; досознательное выражение связи твари с Творцом, врожденности в богооткровенную реальность (разум врожден в эту реальность, будучи определенными способами ей причащенным. Вера и разум оказываются моментами единой философско-теологической системы, поскольку разум мистически ориентирован, а вера рационально организована; в силу этого она отлична от суеверия и основана на доверии); свидетельство души о Боге, связанное с нерефлектированным употреблением слов обыденного языка (“"что Бог даст"”, “если Бог захочет”, “Бог воздаст” и т. п. Тертуллиан полагал, что такого рода словесные выражения превращают любую душу в свидетеля христиан. - (Тертуллиан. О свидетельстве души. С. 84 - –85)); свидетельство правильности разума; самоочевидные основания для выводного знания; законы и правила определенных искусств или дисциплин, служащих основанием для других искусств или дисциплин (так, законы геометрии принимаются на веру в строительстве и архитектуре). Августин, полагавший , что нужно понимать, чтобы веровать, и веровать, чтобы понимать, считал, однако, что истина не зависит от внешне выраженного в знаках понятия. “"Что я разумею, тому и верю, но не все, чему я верю, то и разумею. Все, что я разумею, то я и знаю, но не все то знаю, чему верю. Я знаю, как полезно верить многому, чего не знаю… Поэтому, хотя многих предметов я и не могу знать, однако знаю о пользе в них веровать"” (Блаженный Августин. Об учителе //Блаженный Августин. Творения. СПБ.- .–Киев, 1998. Т. 1. С. 304). См.: INTELLECTUS, RATIO, SCIENTIA, SIGNUM.