GENUS
(genus, kind, sort)
— род. Боэций вслед
за Порфирием выделяет несколько значений имени “"род"”: множество 1)
по происхождению от кого-либо одного, 2) по месту рождения, 3) по указанию
на субстанцию - этим значением рода пользуются философы. По Боэцию,
"род есть то, что сказывается о многих и различных по виду вещах в ответ
на вопрос "что это?" (Боэций. Комментарий к Порфирию. С. 37 -
–38). Род — что стоит на первом месте в определении и утверждается единичной
вещью, которая называется quod quid est; так, в определении человека
животность стоит на первом месте, а далее - — разумность, что является
субстанциальным качеством человека. “"Если мы говорим, что животное
- — это род, то словом "род" мы называем, я думаю, не саму вещь, а определенный
способ отношений между животным и другими, подчиненными ему вещами,
о которых оно сказывается. Таким образом, характер и своеобразие рода
заключаются в том, что он может выступать в качестве сказуемого по отношению
ко многим различным по виду вещам, причем сказывается он о них только
при указании их субстанции"” (там же. С. 39). Вполне понятно, что понятие
"рода" используется во всех вышеназванных смыслах. Поскольку же вещи
представляют собой единство материи и формы, то род к тому же “"является
для вида чем-то вроде материи"” (там же. С. 95). Поскольку род относится
к отличительным признакам, как субъект к качеству, то род как сказуемое
и род как субъект, материально оформленный, постигаются в единстве,
называемом субъект-субстанцией, или субъектной вещью. Потому у Боэция
род и вид “"существуют в телесных и чувственно воспринимаемых вещах.
Но постигаются они отдельно от чувственного"” (там же. С. 28). Роды
бывают наивысшими и подчиненными друг другу. См.: GENERALISSIMUM,
SPECIES, SUBALTERNUM.
|