INTELLECTUS
(intellect,
understanding, meaning, conception, idea)
— интеллект, понятие,
значение, понимание; познавательная способность, которая направлена
на понимание сущего. Августин разводит идеи понятия и понимания. Последнее
для него существует в душе, первое тождественно значению. “"Обо всем,
постижимом для нас, мы спрашиваем не у того, кто говорит, тем самым
произнося звуки внешним образом, а у самой внутренне присущей нашему
уму истины, побуждаемые к тому, пожалуй, словами. Тот же, у кого мы
спрашиваем и кто нас учит, есть обитающий во внутреннем человеке Христос"”
(Блаженный Августин. Об учителе // Блаженный Августин. Творения.
Т. 1. СПб. - Киев, 1998. С. 304 - –305). “"Когда речь идет об умопостигаемых
предметах, созерцаемых рассудком и разумом, то, хотя мы говорим о том,
что созерцаем их, как присущих во внутреннем свете истины, - — свете,
коим просвещается и услаждается так называемый внутренний человек, однако
и в этом случае слушающий нас, если он и сам видит эти предметы сокровенным,
внутренним оком, познает, о чем я говорю, посредством собственного созерцания,
а не посредством моих слов. Таким образом, и его, созерцающего истину,
я не учу, когда говорю истину; ибо он учится не от моих слов, а самими
вещами, ясными для него по внутреннему откровению Божию"” (там же. С.
306). Петр Абеляр отличает образ и концепт вещи от понятия вещи (см.:
CONCEPTUS, FICTUS), полагая, что концепт имеет дело с
пониманием смысла, а понятие со значением. По Альберту Великому, интеллект
присутствует в человеке трояко. Во-первых, как природа, придающая бытие;
такой интеллект индивидуален. Во-вторых, как сила, благодаря которой
совершается мышление, и в этом смысле интеллект является универсальной
силой. В-третьих, как форма, обретенная в результате многих познавательных
усилий. Интеллект есть потенция всего интеллигибельного. См.: FIDES,
INTELLEGERE, SCIENTIA.
|