— зло. По Августину,
зло есть лишенность блага вследствие повреждения природы. “"Быть поврежденной
Пороком могла только такая природа, которая создана из ничего. То, что
делает ее природою, получила она от того, что сотворена Богом; а то,
что она уклоняется от того, чем является, вытекает из того, что она
создана из ничего"” (Блаженный Августин. О граде Божием. М.,
1994. Т. 3. С. 35). Абеляр полагает злом вину человека, а высшее зло
человека - — понимание причины, отчего он становится злым. “"Впрочем,
хотя зло в качестве зла не является благим, однако не только благо,
но и зло во благо"” (Петр Абеляр. Диалог между Философом, Иудеем
и Христианином // Петр Абеляр. Тео-логические трактаты. М., 1995.
С. 410). По Фоме Аквинскому, "вещь является злом в двух смыслах. В первом
смысле, потому что она сама по себе зло, как, например, кража или убийство,
и это зло абсолютно. В другом смысле говорят, что вещь является грехом
в отношении к чему-либо, и никто не может помешать ей быть абсолютно
хорошей. Зло также употребляется в другом смысле, как, например, правосудие,
которое само по себе является благим и абсолютным, но оборачивается
злом для грабителя, который справедливо наказывается им" (Thomas
Aquinas. Quaest. disp. de Malo, q. 16, a. 2 concl). Ср.: DEFECTUS,
BONUM, DEFECTUS.