NATURA (nature) 

- — природа. По Боэцию, “""природой" могут называться или только тела, или только субстанции - — телесные и бестелесные, или все вещи, которые каким-либо образом существуют. А раз слово "природа" употребляется трояко, то и определена она, без сомнения, должна быть трояко. Если мы решим называть "природой" все существующие вещи… получится примерно следующее: "природа есть те вещи, которые, поскольку они существуют, могут быть каким-либо образом постигнуты разумом… Если же "природа" говорится об одних только субстанциях… то мы дадим такое определение природе, обозначающей субстанции: "природа есть то, что может или действовать, или претерпевать"… Если же понимать имя "природа" ýже, исключив бестелесные субстанции, и прилагая его к одним лишь телесным… определение это будет такое: "природа есть начало движения, присущего вещам само по себе, а не привходящим образом"” (Боэций. Против Евтихия и Нестория // Боэций. “"Утешение философией"” и другие трактаты. М., 1990. С. 169 - –170). Иоанн Скот Эриугена понимает под природой “"все, что есть и не есть"”. Он делит природу на: 1) природу несотворенную и творящую (Бог начала творения), 2) природу сотворенную и творящую (природа ума), 3) природу сотворенную и нетворящую (вещный мир), 4) природу несотворенную и нетворящую (Бог конца творения). Природа как внутренний принцип любого движения или внутренний принцип, порождающий действие вещей. Фома Аквинский определяет природу как “"принцип движения и покоя в том, в чем они есть"” (Thomas Aquinas. In lib. I Phys. lect. 1). Ср.: VIS, RATIO.