- — природа. По
Боэцию, “""природой" могут называться или только тела, или только субстанции
- — телесные и бестелесные, или все вещи, которые каким-либо образом
существуют. А раз слово "природа" употребляется трояко, то и определена
она, без сомнения, должна быть трояко. Если мы решим называть "природой"
все существующие вещи… получится примерно следующее: "природа есть те
вещи, которые, поскольку они существуют, могут быть каким-либо образом
постигнуты разумом… Если же "природа" говорится об одних только субстанциях…
то мы дадим такое определение природе, обозначающей субстанции: "природа
есть то, что может или действовать, или претерпевать"… Если же понимать
имя "природа" ýже, исключив бестелесные субстанции, и прилагая
его к одним лишь телесным… определение это будет такое: "природа есть
начало движения, присущего вещам само по себе, а не привходящим образом"”
(Боэций. Против Евтихия и Нестория // Боэций. “"Утешение
философией"” и другие трактаты. М., 1990. С. 169 - –170). Иоанн Скот
Эриугена понимает под природой “"все, что есть и не есть"”. Он делит
природу на: 1) природу несотворенную и творящую (Бог начала творения),
2) природу сотворенную и творящую (природа ума), 3) природу сотворенную
и нетворящую (вещный мир), 4) природу несотворенную и нетворящую (Бог
конца творения). Природа как внутренний принцип любого движения или
внутренний принцип, порождающий действие вещей. Фома Аквинский определяет
природу как “"принцип движения и покоя в том, в чем они есть"” (Thomas
Aquinas. In lib. I Phys. lect. 1). Ср.: VIS, RATIO.