PERSONA (person) 

— персона; три Персоны (Ипостаси) Бога,: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. Термин введен Тертулианом из юриспруденции. Боэций производитя этот термин не только от “"полой маски"”, которая "непременно должна усиливать звук", но и от глагола "personare", что значит “"громко звучать"”, что связывает идею личности с идеей речи (Боэций. Против Евтихия и Нестория // Боэций. "Утешение философией" и другие трактаты. М., 1990. С. 172). Предварительное определение личности у Боэция - — “"индивидуальная субстанция разумной природы"” (там же). Однако правильно определить личность значит определить совершенную личность, то есть Христа. Теологически более приемлемым ему кажется термин “"ипостась"”. Из выделенных Боэцием трех состояний человека: (1) до первородного греха - — бессмертного, наделенного совершать человеческие отправления, но с возможностью греха; 2) возможного - — при условии преодоления искушения; и 3) послегреховного, наделенного смертностью и греховной волей, —) Христос, по мысли Боэция, избирает по одному началу: из первого — потребности совершать человеческие (потребности пить, и есть), из второго - — отсутствие греховной воли, из третьего - — смертное тело, взятое с целью изгнать смерть (там же. С.188 - –189). Это действительно определение единственной совершенной личности, никакая разумная индивидуальная субстанция без этих признаков ею не стала бы личностью никакая разумная индивидуальная субстанция. Иоанн Росцелин полагает, что трех Ипостасей не может быть там, где нет трех вещей. Имя “"Бог"”, на его взгляд, есть имя субстанции, а не Лица. Петр Абеляр выделил четыре значения этого слова: 1) теологическое (бытие Бога в трех Лицах); 2) грамматическое (представление одного и того же человека в трех лицах: первое лицо - — человек, говорящий о себе; второе лицо - — человек, к которому обращена речь; третье лицо - — человек, о котором некто говорит другому); 3) риторическое (представление о юридическом лице); 4) драматический персонаж, "передающий нам события и речи", — что всегда иное лицо. “"Ведь и Сократ личностно иной, чем Платон, то есть отличается от него по своей собственной сущности, так что тот - — не этот"”. Они “"не отличаются на основании видового сходства, иначе говоря - — каждый из них человек… но он иной, как сказано, по своей личности, то есть на основании различения внутри собственной субстанции"” (Петр Абеляр. Теология “"Высшего блага"” // Петр Абеляр. Тео-логические трактаты. М., 1995. С. 170).