— провидение, предвидение;
целесообразное действие Бога, направленное к высшему благу творения
в целом и человека в частности. Боэций полагает, что “божественный разум
содержит образ многообразия сущего, подлежащего управлению. Этот образ,
когда рассматривается в чистом виде в самом божественном разуме, называется
Провидением… Провидение есть сам Божественный разум, стоящий во главе
всех вещей и располагающий все вещи… Провидение объемлет в равной
степени все, как отдельное, так и бесконечное… Провидение есть простой
и неизменный образ всего того, что предопределено к воплощению"” (Боэций.
Утешение философией. С. 265 - –266). Идея Провидения не исключает свободы
воли, ибо смысл Провидения не в том, чтобы сообщать вещам необходимость,
при которой исключается возможность случая, а чтобы быть знаком необходимости
их осуществления в будущем. Знак необходимости не есть сама необходимость.
Сущность знака — обозначать скрытое, но не творить сущности означаемого.
Следовательно, то, что случится в будущем, не является необходимым до
того момента, как это случится. Если же это не обретет существования,
то оно не содержит необходимости появления в будущем (там же. С. 281).
Потому “то, что должно произойти, осуществляется не оттого, что Провидение
определило его к бытию в будущем, но скорее наоборот, то, что будет
иметь место в будущем, не может быть скрыто от божественного Провидения”
(там же. С. 277). Размышляя о применении термина “провидение” по отношению
к любому мастеру-ремесленнику, Петр Абеляр задается вопросом, не является
ли само это понятие пустым, пока форма будущего произведения находится
в уме, хотя самой вещи еще нет. Отрицательный ответ на вопрос он аргументирует
тем, что в противном случае пустым можно назвать и божественное Провидение,
“которым Бог обладал прежде создания своих произведений”. Мысль пуста,
если она не воплощена. Провидение же пустым быть не может, поскольку
результат мысли имеется в наличии. Оно “разом схватывает то, что еще
не существует материально, но так, как если бы оно существовало, что
естественно для всякого предвидения… Провидец не ошибается, ибо о том,
что он мыслит как бы уже существующим, он не думает, что оно в том же
виде и существует, но полагает его как бы присутствующим в том виде,
в каком он его мыслит в будущем”. Провидение — это схватывание будущей
вещи в квази-настоящем (Петр Абеляр. Логика “"для начинающих"” // Петр
Абеляр. Тео=-логические трактаты. С. 88 - –89). См.: PRAEDESTINATIO.