RES (thing)

— âåùü; ÷óâñòâåííî-îùóùàåìàÿ âåùü; ïîèìåíîâàííîå íå÷òî; âîïëîùåííîå ñëîâî. Ïî Àâãóñòèíó, òî, ÷òî âàæíåå, ÷åì çíàê âåùè, è ÷üå ïîçíàíèå âàæíåå çíàêà âåùè, “èáî âñå, ÷òî òîëüêî ñóùåñòâóåò ðàäè äðóãîãî, íåîáõîäèìî íèæå, ÷åì òî, äëÿ ÷åãî îíî ñóùåñòâóåò” (Àâãóñòèí. Îá ó÷èòåëå // Òâîðåíèÿ. Ò. Ñ. 293–294). Òî æå, äëÿ ÷åãî ñóùåñòâóåò çíàê, åñòü âåùü, êîòîðàÿ ïîñòèãàåòñÿ âíóòðåííèì ñëîâîì, âíóòðåííåé èñòèíîé, èëè Õðèñòîì. Èñòèííàÿ âåùü, òàêèì îáðàçîì, åñòü “âíóòðåííÿÿ” âåùü, çíàíèå î êîòîðîé âðîæäåíî â íàñ èçíà÷àëüíî, ïðåæäå ðàçóìà, è îò ýòîãî çíàíèÿ “ñàì ðàçóì áåðåò ñâîå íà÷àëî” (Àâãóñòèí. Î êîëè÷åñòâå äóøè // Òàì æå. Ñ. 236). То, что существует само по себе и не употребляется для обозначения чего-либо, например, дерево, камень, животное. В пределе есть "некая высшая вещь", которая никогда ни для чего не служит обозначением. Эта вещь - Бог. Такой вещью можно только наслаждаться ради нее самой. Существуя сама по себе, будучи нетварной, вечной и бесконечной, она может быть обнаружена лишь с помощью ее созданий, то есть через чувственный мир. Эта совершенная вещь может быть описана троично: через единство (Бог Отец), равенство (Бог Сын) и согласие единства и равенства (Бог Дух Святой). Любая сотворенная вещь может называться вещью в переносном смысле. Она может служить также и знаком для других вещей (дым может служить знаком огня).

Знак, по Августину, - то, что служит некоей меткой для обозначения определенной вещи. Но поскольку знак существует, он в некотором роде тоже вещь ("всякий знак есть некая вещь"), поскольку не существует только ничто. Можно сказать, что, если истинная вещь - это Бог, то все остальные сотворенные вещи есть знаки, обладающие значением (Блаженный Августин. Христианская наука или основания св. герменевтики и церковного красноречия. Киев, 1835. С.15 - 20). Ансельм Кентерберийский писал, что “ведь мы обычно называем “вещью” все, о чем мы говорим, что оно в каком-то смысле есть нечто” (Ансельм Кентерберийский. Соч. М., 1995. С. 315); по Фоме Аквинскому, “существуют две точки, которые следует полагать в вещах, а именно, ее сущность и причину, а также ее бытие; имя вещи берется из сущности. Поскольку сущность может иметь бытие двояко — в единичности, которая находится за пределами разума, и в ее понимании интеллектом… следовательно, имя вещи относится одновременно и к тому, что существует в уме, так вещь образуется на основании знания, и к тому, что существует за пределами ума, поскольку о вещи говорится как о познанной и существующей в природе” (Thomas Aquinas. In lib. I Sent. d. 25, q. 1, a. 4 sol). Другое его высказывание: “Имя вещи употребляется в двух смыслах: так, вещью называется то, что имеет известное бытие в природе, это называется “то, что есть”, поскольку она есть, имеет свое бытие. Так как вещь познается через ее сущность, то ее имя становится известным всем, кто оказывается вовлеченным в процесс познания и мышления, поскольку вещь (res) проистекает от знания (reor), и в этом смысле говорят о вещи как о разумной (res rationis)” (Idem. In lib. II Sent. d. 37, q. 1, a. 1 sol). См. SIGNUM.