— âåùü;
÷óâñòâåííî-îùóùàåìàÿ
âåùü; ïîèìåíîâàííîå
íå÷òî; âîïëîùåííîå
ñëîâî. Ïî Àâãóñòèíó,
òî, ÷òî âàæíåå,
÷åì çíàê âåùè,
è ÷üå ïîçíàíèå
âàæíåå çíàêà
âåùè, “èáî âñå, ÷òî
òîëüêî ñóùåñòâóåò
ðàäè äðóãîãî,
íåîáõîäèìî íèæå,
÷åì òî, äëÿ ÷åãî
îíî ñóùåñòâóåò”
(Àâãóñòèí. Îá
ó÷èòåëå // Òâîðåíèÿ.
Ò. Ñ. 293–294). Òî æå, äëÿ
÷åãî ñóùåñòâóåò
çíàê, åñòü âåùü,
êîòîðàÿ ïîñòèãàåòñÿ
âíóòðåííèì ñëîâîì,
âíóòðåííåé èñòèíîé,
èëè Õðèñòîì. Èñòèííàÿ
âåùü, òàêèì îáðàçîì,
åñòü “âíóòðåííÿÿ”
âåùü, çíàíèå î
êîòîðîé âðîæäåíî
â íàñ èçíà÷àëüíî,
ïðåæäå ðàçóìà,
è îò ýòîãî çíàíèÿ
“ñàì ðàçóì áåðåò
ñâîå íà÷àëî” (Àâãóñòèí.
Î êîëè÷åñòâå
äóøè // Òàì æå. Ñ.
236). То, что существует само по себе и не употребляется для обозначения
чего-либо, например, дерево, камень, животное. В пределе есть "некая
высшая вещь", которая никогда ни для чего не служит обозначением. Эта
вещь - Бог. Такой вещью можно только наслаждаться ради нее самой. Существуя
сама по себе, будучи нетварной, вечной и бесконечной, она может быть
обнаружена лишь с помощью ее созданий, то есть через чувственный мир.
Эта совершенная вещь может быть описана троично: через единство (Бог
Отец), равенство (Бог Сын) и согласие единства и равенства (Бог Дух
Святой). Любая сотворенная вещь может называться вещью в переносном
смысле. Она может служить также и знаком для других вещей (дым может
служить знаком огня).
Знак, по Августину,
- то, что служит некоей меткой для обозначения определенной вещи. Но
поскольку знак существует, он в некотором роде тоже вещь ("всякий знак
есть некая вещь"), поскольку не существует только ничто. Можно сказать,
что, если истинная вещь - это Бог, то все остальные сотворенные вещи
есть знаки, обладающие значением (Блаженный Августин. Христианская наука
или основания св. герменевтики и церковного красноречия. Киев, 1835.
С.15 - 20). Ансельм Кентерберийский писал, что “ведь мы обычно называем
“вещью” все, о чем мы говорим, что оно в каком-то смысле есть нечто”
(Ансельм Кентерберийский. Соч. М., 1995. С. 315); по Фоме Аквинскому,
“существуют две точки, которые следует полагать в вещах, а именно, ее
сущность и причину, а также ее бытие; имя вещи берется из сущности.
Поскольку сущность может иметь бытие двояко — в единичности, которая
находится за пределами разума, и в ее понимании интеллектом… следовательно,
имя вещи относится одновременно и к тому, что существует в уме, так
вещь образуется на основании знания, и к тому, что существует за пределами
ума, поскольку о вещи говорится как о познанной и существующей в природе”
(Thomas Aquinas. In lib. I Sent. d. 25, q. 1, a. 4 sol). Другое
его высказывание: “Имя вещи употребляется в двух смыслах: так, вещью
называется то, что имеет известное бытие в природе, это называется “то,
что есть”, поскольку она есть, имеет свое бытие. Так как вещь познается
через ее сущность, то ее имя становится известным всем, кто оказывается
вовлеченным в процесс познания и мышления, поскольку вещь (res) проистекает
от знания (reor), и в этом смысле говорят о вещи как о разумной (res
rationis)” (Idem. In lib. II Sent. d. 37, q. 1, a. 1 sol). См.
SIGNUM.