RATIO (reason,
nature, relation, principle, ground, argument, definition, criterion)
— разум, природа,
отношение, принцип, основание, довод, определение, критерий; часто использовалось
как синоним интеллекта и как оппозиция вере; подразделяется на спекулятивный
и практический. По Фоме Аквинскому, “разум понимается в двух смыслах:
разумом называется то, что имеет место в разумном, а именно сам акт
разума, сила или способность, существующая в разуме; но иногда разум
понимается как интенция или как то, относительно чего она дает дефиниции
вещей, так как разум есть дефиниция, или еще он называется аргументацией”
(Thomas Aquinas. In lib. I Sent. d. 33, q. 1, a. 1 ad 3). По
Фоме, существуют три акта разума: 1) деятельность интеллектуального
мышления, нераздельного и несоставного, благодаря которому вещь понимается
сущностно, как она есть (предмет “Категорий”); 2) сравнивающая и составляющая
деятельность интеллекта, благодаря которой осуществляется действие определения
истинности или ложности (предмет “Об истолковании”); 3) действие разума,
согласно которому существует собственно разум, то есть выяснение происхождения
одних вещей от других. Так, знание одной вещи дает ключ к познанию других
вещей, до этого момента неизвестных (предмет книг по логике). Разум
как интенция может означать определение вещи. Поскольку разум может
давать определения, то он используется для определения конечных, формальных
и других причин. Разум как способность души является третьей силой души,
использующей вегетативную и чувственную силы как своих слуг. Ср.: FIDES.
|