— да и нет; два
равноправных утверждения относительно чего-либо, что требует от человека
выбора. Наиболее ярко это выражено в парадоксах Тертуллиана, Августина.
У Августина “да” и “нет” могут выражать также наименование некоего (избранного)
предмета. “Когда ап. Павел говорит: “Ибо Сын Божий Иисус Христос, проповеданный
у вас… не был “да” и “нет”, но в Нем было “да” (2 Кор. 1, 19), следует,
как мне кажется, думать, что в Иисусе Христе были не те две буквы, которые
мы произносим, говоря “да”, а скорее то, что этими буквами обозначается…
Апостол, сказав, “в Нем было “да””, сделал не что иное, как словом “да”
назвал то, что было в Иисусе Христе; подобно тому, как если бы апостол
сказал: “В Нем была добродетель”, надлежало бы согласиться, что он сделал
не что иное, как назвал добродетелью то, что было в Иисусе Христе. Не
эти четыре слога, которые мы произносим, говоря “добродетель”, были
во Христе, но то, что этими слогами обозначается” (Августин. Об
учителе // Творения. Т. 1. С. 280). “Да и Нет” — название произведения
Петра Абеляра, где собраны равнозначные, хотя и взаимно противоположные
утверждения, обнаруженные в Библии и в сочинениях отцов церкви относительно
проблем догматики. Ср.: AEQUIVOCATIO.