— пространство;
Фома пишет: “Древние полагали, что место — это пространство, находящееся
в пределах, занимаемых вещью, имеющее длину, ширину, толщину; но это
пространство не таково, как у тел чувственно воспринимаемых вещей, поскольку
это пространство остается одним и тем же даже тогда, когда разнообразные
вещи удаляются или сочетаются друг с другом. Из всего этого следует,
что место является отдельным измерением. И Платон хочет доказать, отправляясь
от этого, используя силлогизм, что место есть материя. Он рассуждает
следующим образом: поскольку кажется, что место является протяженной
величиной пространства, отделенной от любого чувственного тела, то создается
впечатление, что место — это материя. Поскольку сама протяженность и
ее измерение — это разные вещи, так как измерение означает нечто, определенное
некоторым видом, так линия определяется точками, поверхность — линиями,
а тело — поверхностями, которые являются видами величины; но измерение
пространства определяется формой, так, тело определяется плоскостью
или поверхностью как определенным пределом. Однако это нечто, ограниченное
пределами, кажется неопределенным в себе самом. Но то, что не определено
в себе, определено формой и пределом, — это есть материя, имеющая природу
неопределенности; откуда следует, что эти величины не определены сами
собой, а определены чем-то другим, а это и есть материя. Это ясно следует
из фундаментальных принципов Платона, который утверждал, что числа и
количества являются субстанциями вещей. Следовательно, поскольку пространство
есть измерение, а последнее есть материя, то Платон утверждал в “Тимее”
что место и материя является одним и тем же; так как говорят, что воспринимающее
другое есть место, не разделяя восприятие места и материи, поскольку
материя есть восприятие формы, отсюда следует, что материя есть место”
(Thomas Aquinas. In lib. IV Phys. lect. 3). Платоновская точка
зрения легла в основу доктрины о том, что место есть интервал, пространство
или протяженность, занимаемая вещью, следовательно, место остается местом
даже тогда, когда тела нет в нем; все тела существуют в реальном пространстве,
и само пространство становится беспредельным и неопределенным. Ср.:
LOCUS.