SCIENTIA (knowledge,
scientific knowledge, science)
— знание, наука;
науками можно было назвать “семь свободных искусств” (см.). Знание для
учителя называлось доктриной, а для ученика — дисциплиной. По Боэцию,
“ученый человек должен стремиться верить относительно всякого предмета
только тому, что есть в действительности”. Спекулятивное знание делилось
на три части: естественное, математическое и теологическое. “Естественное
рассматривает вещи в движении; оно неотвлеченное… исследует формы тел
вместе с материей, ибо в действительности формы неотделимы от тел. Тела
оно рассматривает в движении, ибо движение присуще форме, соединенной
с материей… Математическое знание — неотвлеченное, рассматривает вещи
без движения… теологическое знание имеет своим предметом нечто, отвлеченное
и отделимое, лишенное движения, поскольку божественная субстанция лишена
как материи, так и движения” (Боэций. Каким образом Троица есть
единый Бог // Боэций. Утешение философией. С. 147). Частные науки
имеют дело с интенциями вещей (диалектика и доказательные науки) или
с речью (грамматика и риторика); они включают те науки, которые часто
называются практическими: этику и политику. По Августину, “знание твари
само по себе тусклее, чем когда оно приобретается при свете Премудрости
Божией, — при помощи как бы самого искусства, которым сотворена она.
Вот почему оно приличнее может быть названо вечером, чем ночью… И когда
оно является как сознание твари себя самой, то это день один” (Августин.
О Граде Божием. Т. 2. С. 185). Знание, по Августину, является одним
из условий существования человека, благодаря которому доказывается это
существование и узнается образ Бога, “ибо и мы существуем, и знаем,
что существуем, и любим это наше бытие и знание” (там же. С. 217). По
Псевдо-Дионисию Ареопагиту “человек… властвует надо всеми по силе и
обилию ума, и превосходству разумного знания, и по природной непорабощенности
и непокорности души” (Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии.
СПб., 1997. С. 139). Ср.: ARS, PROPOSITIO PER SE NOTA.
|