SCIENTIA (knowledge, scientific knowledge, science)

— знание, наука; науками можно было назвать “семь свободных искусств” (см.). Знание для учителя называлось доктриной, а для ученика — дисциплиной. По Боэцию, “ученый человек должен стремиться верить относительно всякого предмета только тому, что есть в действительности”. Спекулятивное знание делилось на три части: естественное, математическое и теологическое. “Естественное рассматривает вещи в движении; оно неотвлеченное… исследует формы тел вместе с материей, ибо в действительности формы неотделимы от тел. Тела оно рассматривает в движении, ибо движение присуще форме, соединенной с материей… Математическое знание — неотвлеченное, рассматривает вещи без движения… теологическое знание имеет своим предметом нечто, отвлеченное и отделимое, лишенное движения, поскольку божественная субстанция лишена как материи, так и движения” (Боэций. Каким образом Троица есть единый Бог // Боэций. Утешение философией. С. 147). Частные науки имеют дело с интенциями вещей (диалектика и доказательные науки) или с речью (грамматика и риторика); они включают те науки, которые часто называются практическими: этику и политику. По Августину, “знание твари само по себе тусклее, чем когда оно приобретается при свете Премудрости Божией, — при помощи как бы самого искусства, которым сотворена она. Вот почему оно приличнее может быть названо вечером, чем ночью… И когда оно является как сознание твари себя самой, то это день один” (Августин. О Граде Божием. Т. 2. С. 185). Знание, по Августину, является одним из условий существования человека, благодаря которому доказывается это существование и узнается образ Бога, “ибо и мы существуем, и знаем, что существуем, и любим это наше бытие и знание” (там же. С. 217). По Псевдо-Дионисию Ареопагиту “человек… властвует надо всеми по силе и обилию ума, и превосходству разумного знания, и по природной непорабощенности и непокорности души” (Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии. СПб., 1997. С. 139). Ср.: ARS, PROPOSITIO PER SE NOTA.