STATUS (status)

положение, состояние, статус. Значение статуса со времен ранней патристики придается предикату, образующему единство со связкой. Cогласно идее статуса, любое определение есть одно из свойств субъекта. В идее статуса происходит замыкание идеи универсальности на идею субъектности с ее интенциональной способностью конструировать предмет. Статус — всегда бытие чем-то, которое в христианском мире присуще чему-то прямо и непосредственно. Невозможно бытие, присущее вещи некоторым образом. По Тертуллиану “быть ничем” значит “не быть вообще”, а ““быть” значит быть не-ничем” (Тертуллиан. О воскресении плоти // Тертуллиан. Избр. соч. С. 197). Абеляр идее статуса придает логическое обоснование. Поскольку субъект осуществляет причащение (communio) себе любой вещи и субстанции (см.: substantia subiecta), то этот субъект первично — полностью и непосредственно — обладает всеми возможными формами бытия. В силу этого глагол “быть” всегда употребляется двуосмысленно — в экзистенциально-связующем, причащающем вещь Богу, значении. Фундаментальная форма предложения у Абеляра: А есть =В, или, если “есть =В” обозначить как С, АС. Глагол “быть” выступает в порождающей функции. В “Теологии “Высшего блага””, анализируя высказывание “Бог есть Отец, или Сын” (Петр Абеляр. Теология “Высшего блага” // Петр Абеляр. Тео-логические трактаты. С. 221), Абеляр делает вывод: “Мы не будем неправы, сказав, что Мудрость рождается Могуществом, т. е. что Мудрый происходит от Могучего” (там же. С. 222). Порождение есть акт связи, ведущий к существованию. Так, пишет Абеляр, можно сказать, что “восковое изваяние происходит из воска, хотя, однако, сам воск и восковое изваяние тождественны по сущности”, но не по статусу, который обусловлен разными свойствами вещи и различием идей творения и рождения (там же. С. 222–223).