— положение,
состояние, статус. Значение статуса со времен ранней патристики придается
предикату, образующему единство со связкой. Cогласно идее статуса, любое
определение есть одно из свойств субъекта. В идее статуса происходит
замыкание идеи универсальности на идею субъектности с ее интенциональной
способностью конструировать предмет. Статус — всегда бытие чем-то, которое
в христианском мире присуще чему-то прямо и непосредственно. Невозможно
бытие, присущее вещи некоторым образом. По Тертуллиану “быть ничем”
значит “не быть вообще”, а ““быть” значит быть не-ничем” (Тертуллиан.
О воскресении плоти // Тертуллиан. Избр. соч. С. 197). Абеляр
идее статуса придает логическое обоснование. Поскольку субъект осуществляет
причащение (communio) себе любой вещи и субстанции (см.: substantia
subiecta), то этот субъект первично — полностью и непосредственно
— обладает всеми возможными формами бытия. В силу этого глагол “быть”
всегда употребляется двуосмысленно — в экзистенциально-связующем, причащающем
вещь Богу, значении. Фундаментальная форма предложения у Абеляра: А
есть =В, или, если “есть =В” обозначить как С, АС. Глагол “быть” выступает
в порождающей функции. В “Теологии “Высшего блага””, анализируя высказывание
“Бог есть Отец, или Сын” (Петр Абеляр. Теология “Высшего блага”
// Петр Абеляр. Тео-логические трактаты. С. 221), Абеляр делает
вывод: “Мы не будем неправы, сказав, что Мудрость рождается Могуществом,
т. е. что Мудрый происходит от Могучего” (там же. С. 222). Порождение
есть акт связи, ведущий к существованию. Так, пишет Абеляр, можно сказать,
что “восковое изваяние происходит из воска, хотя, однако, сам воск и
восковое изваяние тождественны по сущности”, но не по статусу, который
обусловлен разными свойствами вещи и различием идей творения и рождения
(там же. С. 222–223).