— субстанция, сущность;
первая из десяти категорий Аристотеля, существующая через саму себя
(per se ens); то, что как высший род не может быть определено; то, что
полагается существующим через себя, не может быть существующим через
другое. Божественная (нетварная) субстанция, которая “есть форма без
материи, и потому она едина и есть то, что есть” (Боэций. Каким
образом Троица есть единый Бог // Боэций. Утешение философией.
С. 148). Любая (сотворенная) субстанция не есть то, что она есть, потому
что она представляет собой состав из материи и формы. “Она есть это
и то, то есть соединение своих частей, а не это или то по отдельности;
так, земной человек, состоящий из тела и души, есть душа и тело, а не
душа или тело по отдельности; следовательно, человек не есть то, что
он есть” (там же. С. 148). Субстанция “есть то, что может или действовать,
или претерпевать; “претерпевать” и “действовать” может все телесное
и душа телесного, ибо она в теле действует и от тела претерпевает. Только
“действовать” может лишь Бог и все божественное” (Боэций. Против
Евтихия и Нестория // Боэций. Утешение философией. С. 169). Субстанции
бывают телесные и бестелесные, универсальные и частные; “то, что служит
неким подлежащим для других акциденций, без чего они существовать не
могут” (там же. С. 173). По Фоме, “о субстанции говорят в двух смыслах.
В одном она означает природу первой категории: и форму, и материю, или
соединение их в родах. В другом смысле считается, что быть субстанцией
— это означать сущность всех вещей” (Thomas Aquinas. In lib.
II Sent. d. 37, q. 1, a. 1 sol.). Поскольку Боэций и Абеляр полагали,
что субстанция целиком и одновременно находится в вещи, представляя
собой единую субъект-субстанцию, или субъектную вещь, которая, таким
образом, представляла собою единство имени и предмета, то они делили
субстанции на первые и вторые в пропедевтических целях и ради демонстрации
нарицания имен по первой и второй импозиции.