— субъект-субстанция,
подлежащая субстанция. Термин, введенный Боэцием: идея креационизма
предполагает, что любая сотворенная субстанция обладает субъектностью
на основании акта творения. Единство субъекта и субстанции есть вещь,
в противном случае это, как говорили гностики, — призрачное тело. Здесь
же речь шла о полном и единовременном существовании субстанции в чувственной
вещи (см.: Боэций. Комментарий к Порфирию // Боэций. Утешение
философией. С. 28) На основании субъект-субстанции, или субъект-вещи
создается всякое понятие. Без субъект-субстанции понятие — праздное
слово, “ибо без субъекта не может быть понятия” (там же. С. 26). Субъект-подлежащее
(аристотелева первая сущность) образует единство с вещью, или субстанцией,
составляя основную смысловую единицу высказывания, поскольку внутри
себя содержит информацию о возможностях своего изменения. По Петру Абеляру,
который использовал этот термин Боэция, обратив внимание на “подвижность
субъект-субстанции” (Петр Абеляр. Диалектика // Петр Абеляр.
Тео-логические трактаты. С. 165), сближение субъекта и субстанции ведет
к тому, что, в отличие от Аристотеля, по которому “общее всякой сущности
не находится в подлежащем” (Аристотель. Категории, 3а 6), субъект
(подлежащее) сказывается о субстанции, а субстанция сказывается об общем
(всеобщем) субъекте, при этом с первого соскальзывают характеристики
индивидуального при усилении всеобщего, а со второго — характеристики
всеобщего при усилении индивидуального. В предложении “Сократ есть человек
и разумное смертное животное” “Сократ” в качестве субъект-субстанции
выражает отношение между первой субстанцией, единичностью (человек)
и второй, родом (животное), общим (Петр Абеляр. Диалектика //
Петр Абеляр. Тео-логические трактаты. С. 162). Последнее становится
особенным, выраженным через индивидуальное, субъектное. Это создало
иную ситуацию в логике, при которой категория субъекта, в силу акта
творения, оставляющего след в любой субстанции, становится более существенной,
чем категория предиката: последний начинает выполнять роль статуса.
См.: STATUS.