SUPPOSITIO (supposition, premiss)

— предположение, предпосылка, именование, суппозиция; свойство общего термина указывать на конкретную часть своего референциального значения в высказывании; замещение, допустимая подстановка значений терминов. Ламберт из Осера писал о четырех способах, которыми высказывается суппозиция: 1) обозначение именем существительным, 2) употребление в предложении, 3) частичное упорядочение, 4) употребление термина для обозначения некоего замещающего значения, подпадающего под понятие вещи, или для обозначения некоторых замещающих значений, входящих в область определения самой вещи. По Бонавентуре, существует четырехчленное предпосылочное знание: соотношение, соединение, суждение, содержание. У Петра Испанского в “Кратком своде основ логики” (Summuiae logicales) классифицированы разные виды суппозиций: общая (обозначение предмета через общий термин; в высказывании “Человек бежит” субъект стоит в “общей суппозиции”), единичная, или дискретная (обозначение предмета, хотя и через общее имя, но с указанием на его единичность: “Этот человек бежит”), персональная (употребление общего термина в отношении всего, ему подчиненного: в высказывании “Сократ — человек” в такой суппозиции стоит термин “человек” как сказуемое этого предложения), случайная (употребление общего термина в отношении всего, что нуждается в дополнении: в высказывании “Человек есть” предполагается, что он есть в настоящее время или как что-то), простая (для обозначения универсалии самим этим термином: “Человек это вид”), естественная (употребление общего термина в отношении всего, о чем он может быть высказан в силу своей природы: термин “человек”, взятый вне предложения, подразумевается в отношении всех когда-либо существовавших людей), материальная (использование термина в качестве имени его самого: “Человек состоит из трех слогов”, термин “человек” — слово, а не вещь, — употреблен здесь в материальной суппозиции), формальная (обозначение термином предмета, отличного от самого этого термина: в высказывании “Земля круглая” термином “земля” обозначен “земной шар”), смешанная (употребление термина, находящегося в персональной суппозиции, перед которым стоит квантор общности: “Каждый человек способен смеяться”), ограниченная (разновидность персональной суппозиции, в которой показатель количества перед соответствующим термином выражен партикулярным образом: в выражении “Человек рассматривается Сократом” употреблен в модусе такой суппозиции). Понимание разных видов суппозиций претерпело в схоластике ряд модификаций. Так, У. Оккам оспаривал понятие простой суппозиции, так как для него было бессмысленным понятие универсальной вещи; не соглашался и с понятием естественной суппозиции, поскольку он полагал, что суппозиций вне предложения не существует, и отвергал формальную суппозицию, считая, что оно тождественно персональной суппозиции. Неразличение суппозиций для одного и того же термина приводит к софизмам, один из которых приводит Петр Испанский: “Все животные были в ноевом ковчеге. Цезарь — животное. Следовательно, Цезарь был в Ноевом ковчеге”.