— предположение,
предпосылка, именование, суппозиция; свойство общего термина указывать
на конкретную часть своего референциального значения в высказывании;
замещение, допустимая подстановка значений терминов. Ламберт из Осера
писал о четырех способах, которыми высказывается суппозиция: 1) обозначение
именем существительным, 2) употребление в предложении, 3) частичное
упорядочение, 4) употребление термина для обозначения некоего замещающего
значения, подпадающего под понятие вещи, или для обозначения некоторых
замещающих значений, входящих в область определения самой вещи. По Бонавентуре,
существует четырехчленное предпосылочное знание: соотношение, соединение,
суждение, содержание. У Петра Испанского в “Кратком своде основ логики”
(Summuiae logicales) классифицированы разные виды суппозиций: общая
(обозначение предмета через общий термин; в высказывании “Человек бежит”
субъект стоит в “общей суппозиции”), единичная, или дискретная (обозначение
предмета, хотя и через общее имя, но с указанием на его единичность:
“Этот человек бежит”), персональная (употребление общего термина в отношении
всего, ему подчиненного: в высказывании “Сократ — человек” в такой суппозиции
стоит термин “человек” как сказуемое этого предложения), случайная (употребление
общего термина в отношении всего, что нуждается в дополнении: в высказывании
“Человек есть” предполагается, что он есть в настоящее время или как
что-то), простая (для обозначения универсалии самим этим термином: “Человек
это вид”), естественная (употребление общего термина в отношении всего,
о чем он может быть высказан в силу своей природы: термин “человек”,
взятый вне предложения, подразумевается в отношении всех когда-либо
существовавших людей), материальная (использование термина в качестве
имени его самого: “Человек состоит из трех слогов”, термин “человек”
— слово, а не вещь, — употреблен здесь в материальной суппозиции), формальная
(обозначение термином предмета, отличного от самого этого термина: в
высказывании “Земля круглая” термином “земля” обозначен “земной шар”),
смешанная (употребление термина, находящегося в персональной суппозиции,
перед которым стоит квантор общности: “Каждый человек способен смеяться”),
ограниченная (разновидность персональной суппозиции, в которой показатель
количества перед соответствующим термином выражен партикулярным образом:
в выражении “Человек рассматривается Сократом” употреблен в модусе такой
суппозиции). Понимание разных видов суппозиций претерпело в схоластике
ряд модификаций. Так, У. Оккам оспаривал понятие простой суппозиции,
так как для него было бессмысленным понятие универсальной вещи; не соглашался
и с понятием естественной суппозиции, поскольку он полагал, что суппозиций
вне предложения не существует, и отвергал формальную суппозицию, считая,
что оно тождественно персональной суппозиции. Неразличение суппозиций
для одного и того же термина приводит к софизмам, один из которых приводит
Петр Испанский: “Все животные были в ноевом ковчеге. Цезарь — животное.
Следовательно, Цезарь был в Ноевом ковчеге”.