— топика, теория
аргументации, анализ диалогических структур речи. "Топикой" назывались
произведения Аристотеля и Цицерона. Анализируя философию Боэция, Петр
Абеляр обнаружил, что учение о силлогизме, развитое в аристотелевых
“Аналитиках”, Боэций интерпретирует в духе его “Топики” (Боэций.
Комментарий к Порфирию // Боэций. Утешение философией. С. 22),
чем смешал два вида знания: всеобще-необходимое, имеющее дело с учением
о силлогизме, и вероятностное, имеющее дело с ситуацией диспута, диалектики
(Петр Абеляр. Логика “для начинающих” // Петр Абеляр. Тео-логические
трактаты. С. 60). Такое “смешение” свойственно ранней средневековой
философии, когда ставился акцент на обсуждение “топосов” (общих мест),
а всеобще-необходимое знание, таким образом, “склеивалось” с диалектическим
(силлогистическая диалектика). Целью силлогистической диалектики была
выработка средств правильного ведения рассуждений. Такими средствами
были надежность, достоверность утверждений, отличение разных смыслов
выражений, анализ дифференций, сходств и подобий вещей. См.: AEQUIVOCATIO,
ANALOGIA, DIFFERENTIA, SIMILITUDO.