— превосходящий,
переходящий, трансцендентный. Употребляется в двух смыслах 1) как то,
что превосходит всякий опыт, и 2) все, что не включено в сознание познающего.
Августин писал: “Превзойди и себя самого” (Августин. Об истинной
религии 72). Платоники, “чтобы найти Бога, перешагнули все тела… чтобы
найти верховного Бога, стали выше всякой души и всех изменчивых духов”
(Августин. О Граде Божием. Т. 2. С. 13). Боэций, определяя три
способности постижения вещей — чувство, воображение, разум, полагает,
что разум, который обдумывает благодаря целостному созерцанию образ,
присущий единичным вещам, превосходит (transcendit) воображение. У схоластов
трансцендирование выражается во всеобщих терминах, лежащих в основе
предикаментов (истина, единство, благо). Так, по Фоме Аквинскому, “священное
учение” свидетельствует “о том, что своей высотой превосходит (transcendunt)
разум” (Thomas Aquinas. Sum. theol. I, 1, 5 Т. 2. С. 000 нашей
антологии). В схоластике transcendens было тождественно transcendentales.