TRANSCENDENS (transcendent, transcendental)

— превосходящий, переходящий, трансцендентный. Употребляется в двух смыслах 1) как то, что превосходит всякий опыт, и 2) все, что не включено в сознание познающего. Августин писал: “Превзойди и себя самого” (Августин. Об истинной религии 72). Платоники, “чтобы найти Бога, перешагнули все тела… чтобы найти верховного Бога, стали выше всякой души и всех изменчивых духов” (Августин. О Граде Божием. Т. 2. С. 13). Боэций, определяя три способности постижения вещей — чувство, воображение, разум, полагает, что разум, который обдумывает благодаря целостному созерцанию образ, присущий единичным вещам, превосходит (transcendit) воображение. У схоластов трансцендирование выражается во всеобщих терминах, лежащих в основе предикаментов (истина, единство, благо). Так, по Фоме Аквинскому, “священное учение” свидетельствует “о том, что своей высотой превосходит (transcendunt) разум” (Thomas Aquinas. Sum. theol. I, 1, 5 Т. 2. С. 000 нашей антологии). В схоластике transcendens было тождественно transcendentales.