— произвольное,
своевольное, спонтанное желание. Петр Абеляр, отвергнув учение Августина
о том, что дурные расположения воли инициируют грех, провел различие
между волей и спонтанно возникающим желанием. “Грех заключен не в вожделении
женщины, но в согласии на вожделение. Осуждается не плотское желание,
но согласие на него… Некий человек проходит через сад, и при виде сладких
плодов его охватывает страсть их отведать, однако он сопротивляется
своему вожделению, чтобы ничего там тайком, то есть совершив грабеж,
не сорвать, хотя дух его распалился великой жаждой в предвкушении удовольствия
съесть их… Человек тот подавляет желание или нет? Нельзя сказать, что
он погасил его, но так как он не поддался ему, то греха с ним не случилось…
Одно можно назвать волей, другое — своеволием, то есть одно означает
собственно волю, а другое — произвольность” (Петр Абеляр. Этика,
или Познай самого себя // Петр Абеляр. Тео-логические трактаты.
С. 153–254).