— воля, желание,
хотение, один из основных принципов средневековой философии и теологии,
предполагающих идею творения по воле Бога. По Августину, воля — способность
души, которая сама себя определяет, любовь, природа, которая есть “дух
жизни”. Этот животворящий дух, “творец всякого тела и дух всякого творения,
есть сам Бог, дух во всех отношениях не сотворенный” (Августин.
О Граде Божием. Т.1. С. 254). Воля есть отношение, в котором она обретает
свою сущность и качество. Отношение воль есть сила, которая внутренне
присуща воле в качестве способности различения (сила воли). Сила воли
есть мера волевых расхождений. Бог творит существа со свободной волей,
осуществляющие свободный выбор. По Августину, свобода воли и Божественное
предопределение — два начала христианина, наличие свободной воли не
противоречит идее предестинации. “Если предузнавший, что имеет быть
в нашей воле, предузнал не ничто, а нечто, то несомненно, что и при
его предведении нечто в нашей воле есть. Поэтому мы нисколько не находим
себя вынужденными ни отвергать свободу воли, допустив предведение Божие,
ни отрицать (что нечестиво) в Боге предведение будущего, отвергая свободу
воли. Мы принимаем и то, и другое” (там же. С. 258). По Боэцию, “свобода
воли существует, и нет такого разумного существа, у которого бы отсутствовала
свобода воли. Ведь все, что наделено от природы разумом, обладает способностью
рассуждать и отличать одно от другого. Вследствие этого оно знает, чего
избегать и чего желать… Поэтому каждый, кто наделен разумом, обладает
свободой желать и не желать, однако не в равной степени. Ибо высшим
божественным субстанциям присуще и проницательное суждение, и непогрешимая
воля, и подлинное могущество для осуществления желаний. Человеческие
же души более свободны, когда они пребывают в созерцании божественного
разума, менее, — когда они соединяются с телом, и еще меньше, когда
они оказываются связанными земными членами” (Боэций. Утешение
философией. С. 275–276). Ансельм Кентерберийский отличает свободную
волю (способность не грешить) от необходимости (способность грешить).
Свобода воли связана с правильностью выбора: хотения того, что должно
и чего надлежит хотеть. “Праведность есть правильность воли, сохраняемая
ради себя самой”, поэтому “свободный выбор есть воля, способная сохранять
правильность воли ради самой правильности” (Ансельм Кентерберийский.
О свободе воли. Т. 1. С. 235 нашей антологии). Сила воли связана с рассуждением,
основанным на истине. Петр Абеляр в “Этике, или Познай самого себя”
различил волю, связанную с разумом, от естественного желания, связанного
с необходимостью. Воля связана с интенцией, осознанным желанием совершить
нечто. Он отрицал волю как начало греха, так как воля, обузданная добродетелью
воздержания, перестает быть основанием греха. Бернард Клервоский в трактате
“О свободе воли” определял свободу воли как согласие воли на поступок.
Согласие, воля и свобода воли суть тождество. Воля в ее трояком определении
(как свободной, определенной разумом и согласной с действием благодати
по спасению) называется свободой выбора. По Альберту Великому, “воля
связана в рациональной природе интеллекта, как связано то, что задает
ей движение, которое возвещает и определяет то, к чему ей нужно двигать
то, что движется” (Albertus Magnus. Sum. theol., I, 7, 2). Фома
Аквинский определяет волю как “рациональное стремление”. Она определена
разумом, который выше и первичнее воли (Thomas Aquinas. Sum.
theol., I, 82, 3). Воля в ее сопряженности с интеллектом обречена осуществлять
выбор целей, которые ей поставляет разум в качестве благих. Она рассматривается
с двух позиций: как желание поставленной цели и как потребность в определенных
средствах, необходимых для достижения цели. Воля, стремящаяся достигнуть
цели, называется интенцией, осуществляющей выбор средств, их оценку
и согласие на результат оценки. Достигшая своей цели воля есть наслаждение.
Интенция — то, что заложено в воле, замышляет действие, но может не
привести к его осуществлению. Воля, считал Дунс Скот, “есть двигатель
в царстве души” (In l. sent., II, 42, 4).