— истинное; статус
вещи, которая есть, соответствие существующей вещи мышлению; является
объектом созерцания спекулятивного интеллекта. По Фоме, “интеллектуальная
спекулятивная сила — это то, чем спекулятивный интеллект искусен при
установлении истинного, в этом ее назначение. Истинное, однако, рассматривается
в двух аспектах: как познаваемое через себя, как познаваемое через что-то
другое. То, что познается через себя, конституируется как принцип и
воспринимается непосредственно мышлением, следовательно, дифференция,
делающая мышление совершенным в установлении истинного, называется мышлением
относительно принципов. Но истинное, познаваемое через что-то другое,
не постигается непосредственно мышлением, а проходит испытание разумом.
Это может происходить двумя способами: один способ, когда истинное есть
окончательное в каком-то роде; другой способ, когда истинное есть окончательное
относительно всей совокупности человеческого знания. И поскольку те
вещи, которые познаются в опыте, относительно нас являются первичными
и более понятными по природе, как сказано Аристотелем (“Физика”, 184a
17–22, или “Метафизика”, 1029b 4), следовательно, то, что является первичным
по отношению к человеческому знанию есть первое и прежде всего познаваемое.
Мудрость касается истин подобного рода и занимается первыми причинами
и началами (“Метафизика”, 981b 28), вот почему она так правильно судит
и определяет порядок всех вещей, потому что совершенное и универсальное
суждение возможно через разрешение первых причин” (Thomas Aquinas.
Sum. Theol. Ia. 11ae, q. 57, a. 2 concl.). Истинное, по Фоме Аквинскому,
сказывается о многом эквивокально. Фома говорит о пяти способах употребления
понятия “истинное”: 1) относительно утвердительных или отрицательных
положений, составляемых интеллектом (собственный смысл истинного); 2)
относительно определений вещей, согласно тому, что в них подразумевается
истинное или ложное составление; 3) относительно вещей, согласно их
соответствия Божественному интеллекту и потенциального соответствия
интеллекту человеческому; 4) относительно человека, поскольку он избирает
истину или составляет о ней суждение; 5) относительно произнесенных
слов и об обозначаемых ими понятиях (Фома Аквинский. Дискуссионные
вопросы об истине // Благо и истина: классические и неклассические регулятивы.
М., 1998. С. 171–188).