— сила, добродетель,
действие; совершенство или сила для произведения чего-то позитивного;
ее можно назвать предрасположенностью совершенного к совершенному, она,
таким образом, является предрасположенностью, дающей возможность достижения
действительного блага. Добродетель также рассматривается как сила, тем
самым противопоставляясь сущности. В этическом смысле добродетель понимается
как странствие к интеллектуальному и моральному совершенству. Роджер
Бэкон считает ее второй ступенью внутреннего опыта. Августин определял
добродетель как Высшее благо, что есть Бог, человеческие добродетели
связаны с верой, надеждой, любовью. Путь к Высшему благу, по Абеляру,
есть “усердное испытание морального выбора” (Петр Абеляр. Диалог
между Философом, Иудеем и Христианином // Петр Абеляр. Тео-логические
трактаты. С. 357). Человеческие добродетели — средство достичь блаженства
будущей жизни, “приобретенное свойство духа” (там же. С. 369). Различается
четыре вида добродетели: благоразумие, праведность, стойкость, воздержание.