|
|
|||
CОЧИНЕНИЯ Об устроении человека Глава XIX К
утверждающим, что вкушение чаемых благ вновь будет в еде и питье,
потому что написано, что изначально в Раю этим жил человек
Но, возможно,
кто-нибудь скажет, что человек не возведется вновь в тот же вид
жизни, так как первоначально мы должны были есть, а после сложим
с себя эту обязанность. Но я, слушая святое Писание, разумею не
только телесную еду или радость по плоти, но знаю и иную некую
пищу, имеющую некоторую аналогию с телесной, вкушение которой
достается только душе. Ядите мой хлеб, повелевает алчущим Премудрость <Притч. 9, 9>,
и Господь ублажает алчущих такой еды <Мф. 5, 6>. Аще
кто жаждет, — говорит, да
приидет ко Мне и да пиет <Ин. 7, 37>. И великий Исайя
Пийте радость повелевает
тем, кто способен понять высоту его мысли <Ис. 25, 1>. Есть
и одна пророческая угроза достойным наказания, что наказаны будут
гладом, глад же будет не в лишении хлеба и воды, а в недостатке
слова. Ибо не глад хлеба,
говорит, ни жажду воды,
но глад слышания слова Господня (Амос 8,11). Следовательно,
нужно под плодом подразумевать нечто достойное Божиего наслаждения
в Едеме (а Едем толкуется «услаждение»
и не сомневаться, что питался им человек; и совершенно
незачем здешнюю преходящую и скоротечную пищу относить к райскому
пребыванию. От всякого древа,
говорится, еже в Рай, снедию
снеси <Быт. 2, 16>. Кто дает здорово проголодавшемуся
это древо, которое в Раю, вобравшее всякое благо, и которому имя
— Всякое, причастием которому человеку даруется логос (слово)?
Ведь всякая идея благого имеет соприродным себе родовой и превосходящий
логос, и всякое отдельное [благо] есть целое. Но кто отвратит
меня от примесного и двойственного вкуса другого древа? Ведь,
несомненно, более проницательным понятно, что такое — то Всякое,
плод чего — жизнь, и что такое — примесное это, конец чего — смерть.
Ибо щедро предложивший вкушение от Всякого известным своим словом
и предусмотрительностью решительно запретил человеку причащение
смешанного. И мне кажется, что для истолкования этого слова нужно
взять в учители великого Давида и премудрого Соломона. Ведь оба
они единственным дозволенным услаждением называют Само истинное
Благо, которое и есть все благое. Давид— говоря: насладися
Господем <Пс. 36, 4>, а Соломон — именуя саму Премудрость,
которая есть Господь, Древом жизни <Притч. 3,18>. Следовательно,
одно и то же есть Древо жизни и Всякое древо, еду от которого
Слово дает созданному по Богу. Противопоставляется же этому древу
другое древо, еда от которого есть ведение добра и зла и которое
не плодоносит отдельно от каждой из названных противоположностей,
но из смешанных противоположных качеств производит слитный и смешанный
плод, вкушать от которого запрещает Начальник жизни, а советует
змий, чтобы устроить вход смерти. И советовавший приобретает доверие,
красиво и приятно окрасив плод, чтоб и на вид был он приятен и
желание отведать возбуждал. |
Все содержание (C) Copyright РХГИ, 1996 - 2004
Вернуться на ( начальную страницу ) (список авторов)