St. Gregory of Nyssa
Святитель Григорий, епископ Нисский
( 335 - 394 гг. н.э.)

 

CОЧИНЕНИЯ

Об устроении человека

Глава XIX

К утверждающим, что вкушение чаемых благ вновь будет в еде и питье, потому что написано, что изначально в Раю этим жил человек

 

Но, возможно, кто-нибудь скажет, что человек не возведется вновь в тот же вид жизни, так как первоначально мы должны были есть, а после сложим с себя эту обязанность. Но я, слушая святое Писание, разумею не только телесную еду или радость по плоти, но знаю и иную некую пищу, имеющую некоторую аналогию с телесной, вкуше­ние которой достается только душе. Ядите мой хлеб, повелевает алчущим Премудрость <Притч. 9, 9>, и Господь ублажает алчущих такой еды <Мф. 5, 6>. Аще кто жаждет, — говорит, да приидет ко Мне и да пиет <Ин. 7, 37>. И великий Исайя Пийте радость повелевает тем, кто способен понять высоту его мысли <Ис. 25, 1>. Есть и одна пророческая угроза достойным наказания, что наказаны будут гладом, глад же будет не в лишении хлеба и воды, а в недостатке слова. Ибо не глад хлеба, говорит, ни жажду воды, но глад слышания слова Господня (Амос 8,11). Следовательно, нужно под плодом подразумевать нечто достойное Божиего наслаждения в Едеме (а Едем толкуется «услаждение»  и не сомневаться, что питался им человек; и совершенно незачем здешнюю преходящую и скоротечную пищу относить к райскому пребыванию. От всякого древа, говорится, еже в Рай, снедию снеси <Быт. 2, 16>. Кто дает здорово проголодавшемуся это древо, которое в Раю, вобравшее всякое благо, и которому имя — Всякое, причастием которому человеку даруется логос (слово)? Ведь всякая идея благого имеет соприродным себе родовой и превосходящий логос, и всякое отдельное [благо] есть целое. Но кто отвратит меня от примесного и двойственного вкуса другого древа? Ведь, несомненно, более проницательным понятно, что такое — то Всякое, плод чего — жизнь, и что такое — примесное это, конец чего — смерть. Ибо щедро предложивший вкушение от Всякого известным своим словом и предусмотрительностью решительно запретил человеку причащение смешанного. И мне кажется, что для истолкования этого слова нужно взять в учители великого Давида и премудрого Соломона. Ведь оба они единственным дозволенным услаждением называют Само истинное Благо, которое и есть все благое. Давид— говоря: насладися Господем <Пс. 36, 4>, а Соломон — именуя саму Премудрость, которая есть Господь, Древом жизни <Притч. 3,18>. Следовательно, одно и то же есть Древо жизни и Всякое древо, еду от которого Слово дает созданному по Богу. Противопоставляется же этому древу другое древо, еда от которого есть ведение добра и зла и которое не плодоносит отдельно от каждой из названных противоположностей, но из смешанных противоположных качеств производит слитный и смешанный плод, вкушать от которого запрещает Начальник жизни, а советует змий, чтобы устроить вход смерти. И советовавший приобретает доверие, красиво и приятно окрасив плод, чтоб и на вид был он приятен и желание отведать возбуждал.  

Глава XX

Все содержание (C) Copyright РХГИ, 1996 - 2004

Вернуться на ( начальную страницу ) (список авторов)