St. Gregory of Nyssa
Святитель Григорий, епископ Нисский
( 335 - 394 гг. н.э.)

 

CОЧИНЕНИЯ

Об устроении человека

Глава XXIV

Возражение утверждающим, что вещество совечно Богу

Ведь также не за пределами того, что последовательно изыскивается [разумом], оказывается и такое мнение о веществе, согласно которому оно стало существовать от умного и невещественного. Ведь мы находим, что всякое вещество составлено из каких-либо качеств, оставшись без которых само по себе оно никак не охватывалось бы логосом. Но каждый вид качества отделяется логосом от подлежащего . Логос есть умное, а не телесное созерцание  Например, когда предмет созерцания —животное, дерево или что-нибудь другое, имеющее вещественный состав, тогда мысленным различением мы уразумеваем многое около подлежащего, и все это многое, созерцаемое вместе, имеет свой логос по отдельности и несмешанно. Ведь иной логос цвета, и иной логос тяжести, и вновь другой логос количества и особенности осяза­тельного качества. Ведь мягкость, длина и все прочее из названного не совпадают по логосу ни друг с другом, ни с телом. Потому что у каждого логос свой, согласно которому для каждого придумывается толковательное определение, не имеющее ничего общего со всеми остальными качествами, созерцаемыми около подлежащего. А тогда, коль скоро умное — цвет, умное — упругость, количество и все прочие такие особенности (идиомы), и притом с отъятием каждой из них от подлежащего исчезнет вместе и весь логос тела, нужно сделать вывод: то, в отсутствии чего мы находим причину исчезновения тела, собранное вместе, образует вещественную природу. Ведь как не существует тела, которому не присущи цвет, внешний вид, упругость, объем (пространство), тяжесть и все остальные особенности, каждая из которых не есть тело, но сама по себе оказывается чем-то отличным от тела, так и наоборот — через собрание вместе названного производится телесная ипостась. Но если уразумение этих особенностей — умное, а Бог — тоже умное по природе, то нет ничего неестественного в том, чтобы от бестелесной природы стали существовать  эти умные побуждения к бытию тел: от умной природы производятся умные силы, а от их собрания друг с другом вещественная природа приводится в бытие. Но пусть мы будем исследовать это только мимоходом, а нашему слову нужно вновь возвратиться к вере, которою мы приняли, что все стало существовать из ничего, и, научившись от Писания, не сомневаемся, что перестановкой элементов все вновь перейдет в какое-то другое состояние.

Все содержание (C) Copyright РХГИ, 1996 - 2004

Вернуться на ( начальную страницу ) (список авторов)