|
|
|||
CОЧИНЕНИЯ Об устроении человека Глава
XXVII
Но, может быть, глядя на элементы вселенной, подумаешь, что после
того, как тот, что в нас, воздух сольется Поэтому
боговидному в душе присуще не то, что есть в нашем сложении текущего
в изменении и преходящего, а то, что в нем есть постоянного и самотождественного.
А поскольку эйдетические различия преображают качественные отличия
растворения (растворение же — не что на чем основано устроение вселенной
и из чего состоит и человеческое тело), то эйдос обязательно становится
для души как бы оттиском печати, так что запечатленное печатью уже
не может оставаться неузнанным по отпечатку, но во время перестановки
элементов оно вновь соберется само в себя, чтобы придти в согласие
с отпечатком эйдоса; будет
же приходить в согласие непременно то, на чем был изначально отпечатан
эйдос. Следовательно, нет ничего ненормального в том, чтобы общее
вновь разделилось на собственное (идион) для каждого. Говорят, что
ртуть, пролитая из сосуда на плоское и пыльное место, скатываясь в
капельки, рассыпается по земле, не смешиваясь ни с чем из того, что
ей попадается. Если же ее, рассеянную по многим местам, вновь соберут
в одно, то она сама собою сливается с однородным ей, ничего не допуская
в свою среду. Нечто подобное, по моему мнению, нужно думать и о человеческом
сложении. Если только Бог даст знак, то члены сами собой воссоединятся
соответственно друг другу, и от этого не произойдет никакого затруднения
для разделения природы на элементы. Так и в произрастаемом из земли
мы видим, что нисколько не трудится природа над пшеницей, просом или
любым другим из хлебных или бобовых семян, чтобы они превратились
в стернь, остны и колосья. Ведь пища без принуждения и сама собой
из общего превращается в соответственное индивидуальности каждого
семени. А если даже каждое из растений, питающееся общей для всех
влагой, извлекает нужное для собственного произрастания, то что необычайного,
если и при слове воскресения каждый из восставших, подобно семени,
окажется с такой же способностью привлекать свое собственное? Таким
образом, из всего можно понять, что проповедь воскресения не содержит
ничего не узнаваемого опытом. Хотя мы и умолчали о том, что всего
известнее из нашего [естества], — я говорю о самом первом основании
нашего составления. Ибо кто не знает этого чудотворения природы —
что принимает материнское чрево и что производит? Разве не видишь
ты, что вметаемое в утробу в качестве основания для составления тела
некоторым образом просто и состоит из одинаковых частей? А какое слово
опишет разнообразие уготовляемого сложения? Кто же, если он не научился
этому общей природой, признает возможным происходящее — что столь
малое и само по себе столь незначительное оказывается началом такого
дела? Я называю его великим, имея в виду не только образование тела,
но и то, что более достойно удивления: саму душу и созерцаемое у нее.
|
Все содержание (C) Copyright РХГИ, 1996 - 2004
Вернуться на ( начальную страницу ) (список авторов)