St. Gregory of Nyssa
Святитель Григорий, епископ Нисский
( 335 - 394 гг. н.э.)

 

CОЧИНЕНИЯ

Об устроении человека

Глава IX

О том, что для пользования словом устроен облик органов человека

Поскольку Творец даровал созданию Своему боговидную благодать, придав Своему образу подобия Своих собственных благ, то поэтому все блага, кроме ума и рассуждения (), Он дал от Своих щедрот человеческой природе. Об уме же и рассуждении нельзя [в точном смысле] сказать, что дал, но что уделил, положив на образ украшение собственной Своей природы. Но так как ум есть вещь умопостигающая и бестелесная, то дарованное <ум> было бы несообщающимся и несмешивающимся, если бы его движение не обнаруживалось бы через некое примышление*. Ради того и потребовалось такое устройство органов, чтобы ум, наподобие смычка касаясь голосовых членов, мог изъяснять внутреннее движение образование каких угодно звуков. И так же как опытный музыканта если по болезни не имеет голоса, но желает показать свое '" искусство, чужими голосами мусикийствует, свирелями или лирою обнаруживая свое мастерство, так и человеческий ум, изобретатель всяческих мыслей, поскольку не может показать стремлений разумения душе, понимающей с помощью телесных чувств, тогда как будто искусный правитель, касаясь одушевленных этих органов, через их звуки явными делает сокровенные мысли. Музыка человеческого органа — это, известным образом, смешанная музыка свирели и лиры, словно поющих вместе друг с другом в одном совместном звучании. Ведь пневма (дыхание), подталкиваемая вверх по артерии от пневмосодержащих сосудов всякий раз, когда устремление [разумения] приведет в напряжение звучащий орган, дабы он издал звук, и отгоняемая во внутренние ответвления, на которые кругообразно разделяется этот свирелевидный проход, звуком своим до некоторой степени напоминает голос свирели, когда пневма вращается вихреобразно под воздействием перепончатых выступов. А нёбо принимает идущее снизу звучание своей полостью, и гонит затем через две одинаковые ведущие к ноздрям свирели, и, разделяя звук надвое двумя хрящами, что возле сита, словно выступающими скорлупами, делает голос громче. Щеки же, язык и устройство гортани, находящейся в том месте, где шея понижается, образуя впадину, и затем поднимается вновь, резко выдаваясь вперед, — все это многоразлично и разнообразно представляет движение смычка по струнам, очень быстро настраивающееся при необходимости на требуемые тона. А разжатие и сжатие губ делает то же самое, что пальцы, закрывающие отверстия для воздуха в свирели, — то есть ту же гармонию мелодии.

 

Все содержание (C) Copyright РХГИ, 1996 - 2004

Вернуться на ( начальную страницу ) (список авторов)