St. Gregory of Nyssa
Святитель Григорий, епископ Нисский
( 335 - 394 гг. н.э.)

 

CОЧИНЕНИЯ

Об устроении человека

Глава I  в которой отчасти дано естествословие мира и несколько более подробное изъяснение того, что предшествовало происхождению человека

Глава II. Почему человек последний в творении

Глава III. О том, что природа человека досточестнее всей видимой твари

Глава IV. О том, что устроение человека во всем обнаруживает начальственную его власть

Глава V. О том, что человек - подобие божественной царственности

Глава VI. Исследование о сродстве ума с природой, в котором мимоходом опровергается учение аномеев

Глава VII. Почему человек обнажен от природных покровов и оружия

Глава VIII. Почему облик человека прямой, и о том, что руки - для слова, и тут же некоторая философия о различии душ

Глава IX. О том, что для пользования словом устроен облик органов человека

Глава Х. О том, что ум действует через чувства

Глава XI. О том, что природа человеческая несозерцаема

Глава XII. Исследование, в чем должно полагать владычественное, здесь же и физиология слез и смеха, и некоторое естественное рассмотрение общности по веществу, по природе и по уму

Глава XIII. Учение о причинах сна, зевоты и сновидений

Глава XIV. О том, что не в части тела ум. В ней же и различение телесных и душевных движений

Глава XV. О том, что душою в собственном смысле и является, и называется душа словесная, а другие именуются так по омонимии. В ней же и о том, что сила ума распространяется по всему телу, касаясь каждого члена соответственно ему

Глава XVI. Рассмотрение божественного речения, говорящего: Сотворим человека по образу и подобию Нашему <Быт. 1, 26>. В ней же исследуется, каков смысл (логос) образа, и уподобляется ли блаженному и бесстрастному страстное и привременное, и почему в образе мужское и женское, когда в прототипе такого нет

Глава XVII. Что нужно отвечать недоумеваюшим о том, что если чадородие после греха, то как было бы с душами, если бы изначальные люди остались безгрешными

Глава XVIII. О том, что бессловесные страсти в нас возбуждаются сродством с бессловесной природой

Глава XIX. К утверждающим, что вкушение чаемых благ вновь будет в еде и питье, потому что написано, что изначально в Раю этим жил человек

Глава ХХ. Какова жизнь в Раю и что такое запрещенное древо

Глава XXI. О том, что следует надеяться на воскресение не столько от проповеди Писания, сколько из самой необходимости вещей

Глава XXII. К возражающим: если воскресение - нечто доброе и благое, то почему его еще не произошло, но его ждут через несколько периодов времени?

Глава XXIII. О том, что, признавая начало сложения мира, необходимо согласиться и о конце

Глава XXIV. Возражение утверждающим, что вещество совечно Богу

Глава XXV. Как можно кого-то из внешних подвести к тому, чтобы уверовать в Писание, учащее о воскресении

Глава XXVI.  О том, что в воскресении нет ничего невероятного

Глава XXVII. О том, что после разложения человеческого тела на элементы вселенной каждому можно вновь благополучно извлечь из общего свое индивидуальное

Глава XXVIII. Против утверждающих, что души предсуществовали телам или, наоборот, что тела были созданы прежде душ. В ней же и опровержение баснотворства о переселении душ (метемпсихозу)

Глава XXIX. Доказательство, что одна и та же причина существования души и тела

Глава ХХХ. Краткое и более медицинское обозрение устроения нашего тела

 

Все содержание (C) Copyright РХГИ, 1996 - 2004

Вернуться на ( начальную страницу ) (список авторов)